artemdragunov (artemdragunov) wrote,
artemdragunov
artemdragunov

Дом на набережной. Или: - Как нам спасти наш Живой Журнал?

Очень много текста, размышлений и не только о Живом Журнале, но и вообще - о сети и интернете.  Поэтому  всё под катом.
Людям трудно понять сетевые термины, айтишную терминологию, поэтому я на правах Ключника попытался объяснить простыми словами те процессы и вещи, которые происходят в Сети, интернете и на наших ресурсах, на которых, мы проживаем свои сетевые жизни. А надо признать, что их, сетевых жизней, - всё больше, они всё дольше и всё глубже.


Начну с  примера.  Сказки. Басни.
Представьте себе город. В котором есть всё, как в простом городе - центр, вокзал, окраины, спальные районы и т.д...
Это наша Сеть, интернет. В которой/ом мы проводим некоторую часть своей сознательной жизни. Мы - жители этого города.
В какой то момент, Брэд Фитцпатрик, талантливый архитектор и строитель, нашёл в центре место, центровое и построил там Дом на Набережной.
Огромный, уютный, крепкий, с видом на Кремль и остальной город. Престижный, но вместительный, элитный, но умный. В него заселились дизайнеры, хипстеры, политики, работяги, ремесленники, творцы и всякого рода другие деятели.
Удобные квартиры под жильё и лёгкий офиц, хорошая парковка, парк, всё необходимое, даже почтовое отделение и целая куча других сервисов.
Представили? Вот мы все туда поселились и в нашем Доме на Набережной закипела ЖИЗНь. Весь город знает про наш Дом, многие мечтают туда попасть, приходят, смотрят, любуются. Его видно отовсюду. Брэд - хороший Хозяин. Его не видно, но он всегда рядом и если сломался кран - тут же придёт сантехник починит.
Брэд строит корпуса, надстраивает дом, улучшает планировки, делает регулярный ремонт и следит за порядком. Всё по науке. Все довольны. Конкуренты, а их пока нет - кусают локти, снимают квартиры в нашем Доме, чтобы там в тишине и уюте подумать о том, как устроить нам бяку и построить конкурирующий Дом.
В Кремле, что напротив Дома, забеспокоились и озадачились. Как так? Почему мы не в доле? Непорядок.
Ушёл приказ, выделен бюджет. Брэд с огромной суммой в кармане удаляется от дел и едет ебать мулаток под пиноколаду или заниматься другими приятными делами. К управлению нашим Домом приходит команда Эффективных Менеджеров. Хозяин у Дома теперь номинальный.
Эксплуатационная команда положила огромный хуй на всё дело, сосёт арендную плату, обвешало весь фасад уродливыми баннерами, украсила крыши пенисами из гжеля, обвесила все подъезды политическими лозунгами, уволила дворников, разогнала домовых, выселила из некоторых квартир постояльцев и заселила туда своих любимчиков.
В Доме стало меньше жизни.
В этот момент рядом начали строить свои Дома конкуренты. Огромные небоскрёбы, уютные, недорогие квартиры, более лучшая инфраструктура и т.д..
Наш Дом на этом фоне перестал быть виден издалека. В нём совсем закисла жизнь, окна уже не светятся, завешены баннерами, почтовое отделение не принимает посылки, люди перестали приходить к Дому. Да и весь СИТИ вырос настолько, что Дом уже стал считаться старьём.
Хороший бы Хозяин взял и модернизировал бы Дом, благо место- самое центровое. Но хозяина нет. Есть эксплуатационная команда. А она как лебедь раком щуку.
Тут приходит эффективный менеджер, который с успехом просрал уже несколько других Домов и говорит - я знаю как !!!
И Эксплуатационная Команда в экстазе даёт ему полномочия Хозяина.
Он заселяет полДома своими постояльцами набранными в отдалённых районах сттраны, раздаёт им пряники и в обмен требует бродить по Дому, трезвонить во все двери, посылать самим себе письма, вешать гирлянды и всячески иммитировать жизнь. От такого шума последние из первых постояльцев, помнившие славу Дома и её создававшие, тут же переехали в новые Дома, про запас оставив пару квартир за собой, пустующих.
Эффективный менеджер, назовём его как героя французского фильма ФанФан - бодро рапортует - почта завалена письмами, уровень шума в подъездах говорит о том, что жизнь кипит. Эксплуатационная команда бодро докладывает номинальному хозяину в Кремль напротив -  всё гут. Всё кипит, вот цифры. Кремль одобряет и выдаёт ордена и пряники.
На этом сказка кончается.....

Теперь как полагается - мораль сей басни. В подробностях.


1. Интернет, Сеть - это такая технология и инфраструктура связи всех со всеми. Передовая и революционная.
Чтобы она развивалась -  в ней необходимо установить некие критерии оценки её эффективности.
В своё время, таким критерием стала аудитория и движуха внутри неё. Аудитория - это вообще главный критерий во многих отраслях того или иного.
Аудитория - это важно. И в смысле монетизации и в смысле распространения идей.
Аудитория - это мы. Каждый из нас. И чем больше нас приходит куда-то  -тем популярнее то место, куда нас приходит больше всего.
Поэтому мы уяснили главное - Главный критерий оценки эффективности Сети  -это аудитория и движуха внутри неё.
Причём иногда движуха важнее количественных показателей аудитории или качественных. И наоборот. Рассмотрим подробнее:
Возьмём для примера газету, которую издаём мы.. И ещё одну, которую издаёт конкурент.
Нашу газету читает 10 000 человек, покупающих её каждое утро за 1 условный рубль.
Конкурирующую читают всего 1000 человек, но покупают её за 10.
И в нашей редакции и в конкурирующей - одинаковое количество сотрудников, получающих одинаковые зарплаты. И доходы газет - одинаковые.
Так какая из них эффективней? Тут уже вступает в дело качественная оценка аудитории.
Нашу газету читает рабочий класс, конкурентов - только миллионеры. Поэтому впарить спонсорскую рекламу дорогой яхты в нашей газете - не получится, а у конкурентов - запросто. Но мы можем продавать дешёвые носки, размещая рекламу и продавать миллионными партиями.
Ну думаю понятно.
Уяснили немного, что такое аудитория, движуха внутри неё и т.д.
Движуху внутри Сети, в интернете, часто называют общим словом ТРАФФИК. Т.е.- поток, следующий от одного к другому.
Чем таких потоков больше - там активней сеть. Это как ток в проводах и потенциал на концах его.
Если представить сеть этакой рыбацкой, но электрической сетью с  кучей таких маленьких узлов как мы, я, ты, он, она, вместе целая семья локальная сетка - то можно считать критерием эффективности  такой вот сети не только количество узелков в ней, нитей от узелка к узелку, но и тот ток, который течёт от каждого к каждому. И разумеется прочностьи размер самого узла и т.д.
Разумеется самый ценный узелок в сети тот, к которому сплетаются больше всего нитей, который видем большему количеству других узелков и который самый крепкий, важный узел во всей сети. Вот все эти потоки, сплетения и называются  ВНЕШНИЙ ТРАФФИК.
Внешний Траффик - это движуха внутри глобальной сети между неродственными узлами.
В отличие от внешнего траффика, существует так называемый ВНУТРЕННИЙ траффик.
Это движуха внутри родственных узелков или внутри самих узлов, которые, как мы понимаем, сами могут быть локальными сетками.
Т.е. Глобальная сеть - это множество узлов, каждый из которых может быть в свою очередь сетью, или просто простым узлом, сайтом и т.д...
Так вот, движуха внутри узла или в пределах родственных узлов в пределах отдельной локальной сети - называется внутренним траффиком.
И как мы понимаем, критерий эффективности работы всей глобальной сети не всегда одинаково применим к внешнему и внутреннему траффикам соответственно.
Грубо говоря. Пример. Сектанстский.
Если в одном узле живут 1, 2, 3, во втором 4, 5, 6, а в третьем 7, 8 и 9, то самой популярной в сексуальном смысле партнёршей там бюдет 9, которая спала регулярно со всеми остальными 8 участниками сети, а не например 1, которую 2 с 3 и имеют 200 раз в день, но которая не знакома остальным шести членам секты.....

Так вот. Некоторые узлы Сети, в погоне за цифрами статистики или отчётности перед акционерами, хозяевами и т.д. накачивают внутренний траффик конкретного узла, вместо того, чтобы популяризировать ресурс за пределами узла. Грубо говоря - многократно имеют 1, вместо того, чтобы знакомиться с 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и т.д. И подают отчётность о многократности, вместо отчётности о многоуровневом...

В приложении к Живому Журналу это выглядит так. Приходит эффективный хипстер, и вместо того, чтобы популяризировать ресурс там, где его не знают, приводить в него тех, кто с ним не знаком, просто расставляет на ресурсе своих людей и заставляет их многократно иметь друг друга сетевой движухой. Которая региструруется некими счётчиками и подаётся номинальному владельцу или рекламным Лохам как отчётность. Вполне на первый взгляд и клёвая. Но мы понимаем, что за цифрами не стоит реальная аудитория, а стоит дутая.
Инструментом такой внутренней накачки траффика и является пресловутый Лайк например. Или СК.
И тот и другой инструменты предназначены для активизации внутренних связей и потоков внутри Родственного Узла.
Поясню.
Про лайк понятно. Это упрощённая, примитивная форма обратной связи, экономящая время, но повышающая количественное в критериях "клик".
Пример. Человек, назовём его 1,  написал пост.
2, 3, 4  - написали комменты. Потратив на всё весь день. Итого  - пост и три коммента. Зарегистрируем это как три отзыва. Но читают пост и комменты к ним - 1000 человек.
Теперь 1 пишет тот же пост, а 2, 3, 4 простолайкнули или дизлайкнули, потратив на это всего минуту. Но система регистрирует это тоже как три отзыва.
В сэкономленное время, 2, 3, 4 могут лайкать других авторов, и в итоге количество отзывов в такой сети возрастает. Скажем тоже 1000.
В отчётности это проводится как повышенная обратная связь.
В реале собака зарыта в том, что в первом случае, обратная связь вызывает в свою очередь обратную связь. Т.е. - автор пишет пост, его комментируют три других автора, в итоге мы имеем ЧЕТЫРЕ автора, которые каждый по себе - читаем..
Во втором случае мы  всегда имеем только одного автора и огромное количество лайков, которые уже не вызовут обратную связь.
С точки зрения технического отзыва - равноие количество, с точки зрения ценности контента - понятно, что первое в разы ценнее.

Надо понимать, что в примере с ЖЖ, важную роль играли именно комменты.
Это и было главной фишкой ЖЖ  -его древовидные комменты, которые иногда читать интереснее и полезнее чем сам пост, вызвавший их.
И именно отсутствие этого - и возможно погубит фейсбук. Но тогда, когда людям надоест читать отдельные мысли и захочется вернуться к корпоративным обсуждениям.

Отсюда вывод. Вводя инструмент Лайка, - мы убиваем потенциальных авторов и возможность раскачки, резонанса обратной связи, хотя и повышаем чисто цифровую активность внутри отдельного узла.
Ушлые рекламодатели и спецы понимают это и не клюют на этот трюк. На него попадаются лишь спонсорские и рекламные Лохи, которые и наводняют ресурс своим рекламным контентом, дешёвым. Это ещё больше усугубляет проблемы и в итоге ведёт к деградации контента.

Теперь о Социальном Капитале.
Это не критерий важности или полезности блогера, автора. Это чистый инструмент накачки внутреннего траффика и одновременно - инструмент тонкой  цензуры..
Изобретён и внедрён эффективным Хипстером, косвенно ознакомившимся с принципами Финансовой Пирамиды Понци или даже допускаю, что самому додумавшемуся до подобного.
Как работает социальный капитал?
Берётся некий круг рукоположенных блогеров, авторов  -не важно.
Им назначается определённый СК, который становится инструментом накачки. Подобные блогеры, комментируя друг, друга, создавая связи внутри узла, родственного -  накачивают друг другу дальнейший СК, который иммитирует активные связи. Грубо говоря Бармин лайкает Кошарель та Калюжного, тот в свою очередь Бармина. СК растёт у всех троих, даже если их никто не читает их вне ресурса.
Например на ЖЖ имеется дюжина блогеров с большим СК, которые комментируя друг друга, скажем создавая всего 12 связей, постоянно удерживают себя в рейтинге, который и выстраивается по пресловутому СК.
В тоже время, другой блогер, не имеющий высокого СК, читаем сотнями тысяч связей с внешних ресурсов, обеспечивающих траффик, который наиболее ценнен для развития ресурса. В итоге мы имеем фальшивую картину траффика, где реальный его генератор не видим и не оценён, а дутый - постоянно на виду, но не создающий активного внешнего потока.
Этим и обусловлена поразительная разница в рейтинге по СК и в рейтинге по траффику. Хотя справедливости ради стоит сказать, что админы ЖЖ - не самоубийцы и некоторые лидеры по СК - вполне лидеры и по траффику.
Ушлые рекламодатели всегда сравнивают количественные показатели отдельных авторов на РАЗНЫХ ресурсах.
И если автора читают охотно и на ЖЖ и на фейсбуке и на инстраграмме - то автор - вполне кошерный в сетевом смысле.
Но как раз это - и есть путь к погибели самного ЖЖ, так как оттягивает его аудиторию.
ЖЖ не предлагает модернизационного развития, погрязнув в накачке внутреннего траффика.
Вместо того, чтобы популяризовывать ресурс в среде незнакомых с ним, вместо того, чтоибы привлекать новых блогеров, создавать условия длкя их прихода -  рулевая эксплуатационная команда просто накручивает внутренний траффик, пытаясь продать этот результат рекламлодателям или номинальному Хозяину.
Почему номинальному?
Переходим к важному.

У любого Дела - должен быть Хозяин. Без него не будет развития. Это надеюсь понимают все. Это основополагающий Базис нынешнего общества, так уже сложилось столетиями.
Хозяин у Дела бывает в нескольких случаях:
1. Если Дело  - это детище Хозяина ( Джобс у Эплл, Гейтс у Микрософтов, Дуров у ВК, Лука с у Звёздных войн и т.д...)
Хозяин вкладывает не только ресурсы, но и ЛЮБОВь. Это важно. Ни одно дело не будет развиваться без любви. Как и дети, кстати. Как и всё, что живёт.

2. Если Дело  -дело вложения капитала и серьёзной ответственности. Задача Хозяина - не потерять бабло, ресурсное и т.д. Тут должна быть Ответственность. Проебал Дело  -сел в тюрьму, расстрел, позор и бочка с янычаром и говном и т.д..
Нет Ответственности - нет Дела. Когда нет Хозяина - нет продвижения. Есть только Эксплуатационная команда и номинальный Хозяин, которому насрать на всё, потому, что нет потерь рисков, ответственности ( такое случается и часто. Как правило  -это логичное развитие первого пункта, когда Хозяин сдаёт дело и начинает на приобретённые няшки новое....)


3. Если Дело  - дело чести. На слабо. Или просто амбициозное. Типа:  - я пришёл во вторую Лигу, взял самый скверный клуб с футболистами-дебилами и сделал его чемпионом лиги чемпионов всего за год. Потому, что я - охуенный. И умею,к а никто как я - не умеет.
Как мы понимаем - этот метод самый редкий и часто приводит к ещё худшему результату ( что кстати и наблюдали на примере ЖЖ недавно, вернее - всегда после ухода Брэда)

Вывод -  любому делу  нужен Хозяин. И любовь.
Как и нашему Дому, где мы снимаем квартиры или офисы - управляющий, который быстро и качественно  починит кран, подстрижёт траву, помоет подъезд, сделает ремонт и которого будет как можно меньше в публичке.

Про то, что надо сделать и где остальная свора убитых и зарытых "попами" собак  - напишу чуть позже, пора на работу собираться.



____________________
Tags: Дом, ЖЖ, блог, интернет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments